ТРАНСПЛАНТАЦИЯ ГЕМОПОЭТИЧЕСКИХ СТВОЛОВЫХ КЛЕТОК
Использование ромиплостима в терапии тромбоцитопений после аллогенной трансплантации костного мозга
И.А. Лисуков, О.С. Успенская, А.Д. Кулагин, С.Н. Бондаренко, Т.А. Рудакова, О.А. Слесарчук, Б.В. Афанасьев
«Онкогематология», № 1 2012
Персистирующая тромбоцитопения является частым осложнением после аллогенной трансплантации костного мозга (ТКМ). Основные причины развития тромбоцитопении включают повышенную деструкцию тромбоцитов антитромбоцитарными антителами, развитие микроангиопатий, вирусные инфекции, токсичность лекарственных препаратов, гипофункцию трансплантата с недостаточной продукцией тромбоцитов мегакариоцитами. Мы оценивали эффективность агониста тромбопоэтин (ТПО) рецептора ромиплостима у 3 пациентов с рефрактерной тромбоцитопенией после аллогенной ТКМ.
Первому пациенту (30 лет) с резистентным рецидивом острого миелоидного лейкоза (ОМЛ) была проведена гаплоидентичная ТКМ. У пациента развилась гипофункция трансплантата с геморрагическим синдромом, уровнем тромбоцитов 5×109/л на фоне течения цитомегаловирусной (ЦМВ) инфекции, острой реакции «трансплантат против хозяина» (РТПХ) и тромботической тромбоцитопенической пурпуры (ТТП). Пациенту была проведена дополнительная инфузия донорского костного мозга, начата терапия ромиплостимом еженедельно 1 мкг/кг в течение 2 недель и 4 мкг/кг в течение следующих 2 недель. После достижения количества тромбоцитов 50×109/л терапия ромиплостимом была остановлена, однако уровень тромбоцитов снизился до 5-7×109/л. Терапия ромиплостимом была возобновлена в дозе 4 мкг/кг еженедельно в течение 5 недель. Уровень тромбоцитов достиг 150×109/л. При дальнейшем наблюдении у пациента тромбоцитопения не отмечалась.
Второму пациенту (19 лет) была проведена гаплоидентичная ТКМ с целью консолидации второй ремиссии ОМЛ. У пациента была отмечена тромбоцитопения 10×109/л на фоне развития ЦМВ-инфекции и тяжелой ТТП. Ромиплостим был назначен еженедельно в дозе 4 мкг/кг в течение 5 недель. Уровень тромбоцитов превысил 50×109/л. Терапия ромиплостимом позволила избежать развития геморрагических осложнений и трансфузионной зависимости.
Третьему пациенту (18 лет) была проведена аллогенная ТКМ от совместимого неродственного донора с целью консолидации второй ремиссии острого лимфобластного лейкоза. У пациента была документирована тромбоцитопения (5×109/л) с тяжелым геморрагическим синдромом и рефрактерностью к трансфузиям тромбоцитов на фоне развития ТТП и острой РТПХ. Пациент получил 1 введение ромиплостима в дозе 1 мкг/кг и 2 введения препарата в дозе 3 мкг/кг 1 раз в неделю. Геморрагический синдром был купирован, количество тромбоцитов составило 20×109/л. Терапия ромиплостимом была продолжена в дозе 5 мкг/кг в неделю в течение 2 недель с достижением стабильного уровня тромбоцитов более 30×109/л.
Эффективность ромиплостима у данных пациентов позволяет использовать агонисты ТПО-рецептора у пациентов после аллогенной ТКМ для лечения тяжелых тромбоцитопений, связанных с развитием ТТП, острой РТПХ, ЦМВ-инфекций и других посттрансплантационных осложнений.